Вновь о большевиках и религии…
Когда речь заходит о таком, с нашей точки зрения удивительном, явлении как «православный коммунизм», на ум, как правило, тотчас приходит фигура И. В. Джугашвили и его «религиозная» политика в годы Второй мировой войны. Собственно, наиболее привычным (но не менее поразительным) является термин «православный сталинизм». К несчастью, в массовом сознании стройно формируется миф о бывшем семинаристе, который тайно берег Христову веру в своем сердце, оплакивал расстрелянную его товарищами по партии царскую семью, и неустанно истреблял безбожную ленинскую гвардию (видимо, карая эту «гвардию» за убийство православного государя). Конечно, особый оптимизм у приверженцев «православного сталинизма» вызывают факты избрания на территории СССР патриарха, открытия церквей и прекращения гонений на священнослужител
Но нам бы хотелось обратить особое внимание уважаемых читателей на тот факт, что попытка «соединить несоединимое» родилась задолго до того, как товарищ Джугашвили, поглядывая на карту театра военных действий «Великой Отечественной войны», решил временно изменить тактику общения с верующими. Первые шаги к созданию православных коммунистов были предприняты еще в начале 1920-х годов. Особенно благоприятный момент выпал на голодный 1922 год, в который ленинцы начали свою кампанию по изъятию церковных ценностей. Документы, ставшие доступными исследователям в начале 1990-х годов (и, в частности, знаменитое секретное письмо Ленина членам Политбюро ЦК РКП(б) от 19.3.1922 г.), демонстрируют, как задумывался и осуществлялся раскол православной церкви в России. Этому процессу большевики отдавали немало энергии и планировали серьезную комбинацию, которую Троцкий даже сравнивал с европейской реформацией. Но «обновленцев», лояльных Советам, предполагалось держать на коротком поводке. Бронштейн полагал, что окрепшее «советское» духовенство будет для большевиков значительно опаснее «реакционно-черн
<…> Чем более решительный, резкий, бурный и насильственный характер примет разрыв сменовеховского крыла с черносотенным, тем выгоднее будет наша позиция. Как сказано, под «советским» знаменем совершаются попытки буржуазной реформации православной церкви. Чтобы этой запоздалой реформации совершиться, ей нужно время. Вот этого-то времени мы ей не дадим, форсируя события, не давая сменовеховским вождям очухаться» (Цит. по: № 58. Письмо Л. Д. Троцкого членам Политбюро ЦК РКП(б) об отношении к обновленческому расколу // Санкт-Петербургс
Таким образом, стремление угодить новой власти рано или поздно закончилось бы для «советских попов» печально. Однако инициатива, срежиссированная вождями большевиков, на местах приобретала поистине уродливые, смехотворные формы. Один такой провинциальный эксперимент по формированию православных ленинцев в эпоху позднего НЭПа с нескрываемым сарказмом описал большевик-безбож
Организаторами кружка оказались: сын кулака-заводчика
Сентенции участников этого «кружка», так похожие на некоторые «перлы» современных школьников, сдающих Единый государственный экзамен по истории, вызывали презрительный сарказм у большевиков, боль и недоумение у верных патриаршей церкви. Представляется, что и сегодня, когда так востребованы мифологемы о «православном отце народов», важно помнить о печальном опыте синтеза коммунизма с религией, который подчас принимал самые извращенные формы.